РЕКОМЕНДАЦИИ
ЭКСПЕРТНОГО СОВЕТА ПО ДЕТЕНИЗАЦИИ (ОБЕЛЕНИЮ) ЭКОНОМИКИ
при Комитете Государственной Думы ФС РФ по экономической политике
по теме «Акцизная политика как инструмент противодействия незаконному обороту подакцизной продукции»
Экспертный совет по детенизации (обелению) экономики при Комитете Государственной Думы ФС РФ по экономической политике и Рабочая группа Торгово-промышленной палаты России 15 июля 2024 года в Москве провели совместное заседание на тему «Акцизная политика как инструмент противодействия незаконному обороту подакцизной продукции».
В частности, рассмотрена ситуация, сложившейся в отрасли по производству слабоалкогольных напитков (САН) после введения с 1 мая 2024 г. новой ставки акциза.
Отмечено, что объем производства САН занимает 2% алкогольного рынка, в индустрии заняты около девяти тысяч сотрудников. Предприятия отрасли являются добросовестными плательщиками налогов в бюджеты всех уровней, чему во многом способствовала действовавшая ранее ставка акциза, которая зависела от градусности напитка.
Стимулирование производства САН является важным фактором государственной политики деалкоголизации. Концепция сокращения потребления алкоголя на период до 2030 года и дальнейшую перспективу, утвержденная Распоряжением Правительства РФ 11 декабря 2023 года, предполагает интегрирование мероприятий по сокращению потребления алкоголя, в том числе за счет уменьшения доли потребления крепких спиртных напитков, в документы стратегического планирования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях и активное использование методов экономического, налогового стимулирования, а также ценовой политики, побуждающей потребителей делать выбор в пользу слабоалкогольных напитков.
Для России, где традиционно доминировало потребление крепкого алкоголя, изменение структуры в пользу продукции с меньшим содержанием спирта является крайне актуальной задачей.
Однако принятие Федерального закона N 539-Ф3 от 27.11.2023 года «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», предусматривающего увеличение акциза для САН, кардинально изменило ситуацию в отрасли и фактически поставило ее на грань выживания.
Переход на новую ставку привел к росту акциза более чем в 3 раза для напитков крепостью менее 7% и в 10 раз для напитков крепостью 2,5%! В итоге цена на слабоалкогольные напитки стала в четыре раза дороже пива и почти равна водке. В результате сейчас 3-9% слабоалкогольный напиток в 0,5 таре стоит около 250 рублей. При этом 40% водка в 0,5 таре стоит 296 рублей, а 4,5% пиво в 0,5 таре - 61 рубль. В итоге в пересчёте ≪рубль за градус≫ самым дешёвым и доступным для потребителя напитком становится водка, градус спирта в которой стоит 15 рублей, в то время как вслабоалкогольном напитке – 75.
Высока вероятность, что повышение акциза для слабоалкогольных напитков приведет к росту нелегального производства и оборота в данной категории и увеличит риск причинения вреда здоровью граждан. Только в первом полугодии 2024 года количество изъятий нелегальных слабоалкогольных напитков увеличилось в пять раз. Анализ показывает, что введение новой ставки акциза не увеличит налоговые поступления и, более того, приведет к закрытию предприятий.
Учитывая вышеизложенное, Экспертный совет считает целесообразным:
1. Информацию представителей делового и экспертного сообщества о кризисной ситуации в отрасли принять к сведению.
2. Предложить Государственной Думе ФС РФ, Министерству промышленности и торговли РФ, Министерству финансов РФ, Министерству экономического развития РФ, Министерству сельского хозяйства РФ выделить слабоалкогольные напитки в отдельную категорию алкогольной продукции.
3. Считать целесообразным восстановить ставку акциза для слабоалкогольных напитков с крепостью до 9% 514 рублей за один литр безводного спирта.
4. Внести поправку с указанной ставкой акциза в Государственную Думу ФС РФ в рамках рассмотрения Налогового кодекса на 2025 год.
5. Направить данные рекомендации в федеральные и региональные органы законодательной и исполнительной власти, объединения предпринимателей, отраслевые ассоциации, средства массовой информации.